Проверка и регулировка реле-регулятора

Реле-регуляторы, устанавливаемые на тракторах и самоходных шасси, состоят из трех самостоятельных приборов: регулятора напряжения, ограничителя тока и реле обратного тока.

Регулятор напряжения автоматически поддерживает напряжение генератора в заданных пределах, устанавливаемых в зависимости от времени года и климатических условий. Ограничитель тока предохраняет генератор от возможных перегрузок и перегрева. Реле обратного тока служит для автоматического подключения генератора к аккумуляторной батарее и потребителям электрической энергии, когда напряжение генератора превысит напряжение батареи, и для отключения генератора, когда его напряжение станет ниже напряжения аккумуляторной батареи. От правильности регулировки напряжения включения реле обратного тока зависит режим работы аккумуляторной батареи. Кроме того, реле обратного тока защищает генератор от аварии путем предотвращения разряда на него аккумуляторной батареи.

Предварительную проверку работы реле-регулятора проводят по показанию амперметра и состоянию аккумуляторной батареи. При нормальной работе реле-регулятора после запуска двигателя при выключенных фарах и заряженной аккумуляторной батарее стрелка амперметра вначале показывает зарядный ток, а через Несколько минут возвращается в нулевом положении или показывает незначительную величину зарядного тока. Если амперметр продолжает показывать большой зарядный ток, то регулятор напряжения поддерживает повышенное напряжение. Систематический перезаряд аккумуляторной батареи приводит к быстрому разрушению положительных пластин и выкипанию электролита. При пониженном напряжении, поддерживаемом регулятором напряжения, аккумуляторная батарея заряжается не полностью, что затрудняет запуск двигателя, особенно в холодную погоду.

Приборы реле-регулятора проверяют в холодном состоянии при закрытой крышке в следующем порядке.

Для проверки запускают двигатель и при средней частоте вращения коленчатого вала устанавливают с помощью реостата такую нагрузку генератора, чтобы величина тока была равной 7—8 А. По шкале вольтметра определяют величину регулируемого напряжения сначала при ввернутом до отказа винте посезонной регулировки напряжения, а затем при полностью вывернутом винте.

Нормально работающий регулятор поддерживает напряжение: при полностью ввернутом винте посезонной регулировки(летнийрежим) 13,2—14,0, а при полностью вывернутом винте (зимний режим) 14,0—15,2 В.

Если напряжение окажется больше или меньше приведенных значений, его регулируют, соответственно уменьшив или увеличив натяжение спиральной пружины регулятора напряжения.

За последнее время наша промышленность начала выпуск транзисторных реле-регуляторов РР-362Б, которые по сравнению с обычными электромагнитными реле-регуляторами более надежны в работе.

Напряжение, поддерживаемое реле-регулятором РР-362Б, определяют в следующем порядке.

Подключают прибор КИ-1093 к цепи электрооборудования трактора по схеме, приведенной на рисунке 156. Устанавливают рукоятку 7 (см. рис. 149) в положение «30 В пост.», рукоятку 8 в положение «+», рукоятку 10 в крайнее правое положение. Запускают двигатель и при средней частоте вращения коленчатого вала (у тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 — 1100 об/мин) устанавливают с помощью реостата нагрузку 10 А. После этого при указанных выше положениях винта посезонной регулировки определяют величину напряжения, которая должна находиться в пределах, указанных выше.

Работу ограничителя тока проверяют путем подключения прибора КИ-1093 по схеме, приведенной на рисунке 155, для чего при средней частоте вращения коленчатого вала постепенно увеличивают нагрузку генератора реостатом прибора до момента остановки стрелки амперметра. В этот момент определяют величину тока ограничения по показанию амперметра.

Наибольший ток не должен превышать 14—16 А. Величину тока ограничения регулируют изменением натяжения спиральной пружины ограничителя тока.

Запускают двигатель и устанавливают минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала, затем, плавно повышая ее, наблюдают за показаниями вольтметра прибора. В момент включения контактов реле обратного тока, определяемый по скачку стрелки вольтметра в сторону понижения напряжения, прекращают повышать частоту вращения коленчатого вала. Наблюдая за показаниями амперметра, сначала нагрузочным реостатом устанавливают величину тока нагрузки 6 А, а затем устанавливают минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала, чтобы контакты реле обратного тока могли разомкнуться. Плавно повышая частоту вращения коленчатого вала и наблюдая за показаниями вольтметра, в момент включения контактов реле обратного тока фиксируют напряжение.

Максимальное показание вольтметра, соответствующее напряжению включения реле обратного тока, должно быть 11,5—12,5 В.

Напряжение включения реле обратного тока регулируют изменением натяжения спиральной пружины реле. Для повышения напряжения натяжение пружины увеличивают, а для понижения — уменьшают.

Запускают двигатель и устанавливают минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала. Плавно повышают ее до момента включения реле обратного тока, определяемого по началу появления зарядного тока. Затем, плавно снижая частоту вращения коленчатого вала, фиксируют показание амперметра в момент отключения реле обратного тока.

Максимальное значение тока отключения реле обратного тока не должно превышать 8 А. Величину обратного (разрядного ) тока регулируют, изменяя зазор между якорем и сердечником реле.